[video]http://www.youtube.com/watch?v=GK1hB5YAoYE[/video](перейдите по данной ссылке для просмотра видео о центре) Далеко не каждый город на Северном Кавказе может похвастаться тем, что сохранил в своих постройках архитектуру 19 века. Наиболее разнообразно образцы зодчества этого периода представлены во Владикавказе – город обустраивали хорошо известные в Российской империи мастера Грозмани, Богданов, Рябикин, Шмидт. Их творения до сих пор лучшие в городе, служат его визитной карточкой. Даже вмешательство архитекторов сталинского периода не смогли уничтожить эту самобытность, под неё подстроился в какой-то степени и «сталинский» стиль. Постройки брежневского периода, к счастью, в основном появлялись за пределами исторического центра Владикавказа. В перестроечные годы деятели культуры добились от городского руководства запрета на любое строительство в чётко очерченных границах исторического центра. Создавалось впечатление, что этот на запрет какое-то время обращали внимание. Но в хаотичные 90-ы годы прошлого века трудно было придерживаться каких-то общепринятых правил, в том числе и в градостроительстве – в центре Владикавказа началось беспорядочное, хотя и не интенсивное, строительство.
По-прежнему в историческом центре города строят всё подряд: «элитные» жилые дома, аляповатый частный сектор, рестораны, никому не нужную гостиницу у символизирующей город Суннитской мечети… Проспект Мира – архитектурная жемчужина Владикавказа – и прилегающие к нему кварталы, несмотря ни на что в целом ещё остаются похожими на себя, сохраняют привлекательность и своеобразие. Зодчие прошлого смогли сделать то, что ни чиновникам, ни современным ремесленникам от архитектуры не удаётся ликвидировать до сих пор – создать самобытную ауру центральных кварталов. Аккуратные двух-трёхэтажные здания непохожи друг на друга, но в целом образуют единый архитектурный ансамбль исторического Владикавказа.
Несколько лет назад на эти кварталы обратил свой взор художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Он стал инициатором строительства в самом центре Владикавказа «невиданного по своим масштабам» Кавказского музыкального культурного центра имени себя. Долгое время о центре можно было только услышать из уст самого Гергиева и местных чиновников. С недавних пор на одном из североосетинских сайтов появился видеоролик с описанием проекта. Кавказский музыкальный культурный центр имени Гергиева, согласно этому видеоролику, раскинется на обоих берегах реки Терек. Его главное здание, напоминающее по форме гигантскую фасоль, должно быть возведено на месте нынешнего киноконцертного зала «Октябрь». От него по мостику через бурную речку можно перейти к двум другим строениям, тоже похожим на фасоль, но уже меньших размеров. Помимо какого-то необыкновенного с точки зрения акустики главного зала, в центре должны быть кинозалы, библиотека, медиатека, музыкальная и художественная школы, рестораны, автостоянка и что-то, видимо, ещё. Власти республики с большой охотой стали рассуждать о будущем масштабном проекте. Чувствовалось, что идея его возведения одобрена на самом верху, в тех кабинетах, в которые вхож Гергиев и не всегда вхожи местные власти. Чиновники не скрывают, что финансирование Кавказского центра имени Гергиева предусмотрено из федерального бюджета. Называлась сумма – 200 миллионов долларов. Неправда ли, достойный подарок Валерия Гергиева своим землякам?
И многие владикавказцы по настоящему благодарны влиятельному дирижёру. Город, ещё с советских времён претендующий на роль культурной столицы региона, явно испытывает недостаток в подобных объектах. В период водочного «осетинского бума» в республике активно возводились только футбольные сооружения. Но это уже происходило усилиями другого влиятельного осетина – Валерия Газзаева. Очевидно, Гергиев решил значительно обойти в вопросах лоббирования масштабных объектах футбольного тренера. Владикавказцы, безусловно, остаются в выигрыше от этого негласного соперничества двух приближенных к власти земляков.
К реализации своего грандиозного замысла Гергиев привлёк известного в мире архитектора Нормана Фостера. Его бюро и разрабатывает проект суперсовременных "фасолин" в центре Владикавказа. Финансирование проекта открыто. Несмотря на неоднозначное отношение к нему со стороны горожан. Мнения владикавказцев в отношении идеи Гергиева разделились. Многие из них, конечно, всячески поддерживают маэстро, объясняя свою позицию тем, "всё, что делает великий Гергиев, заслуживает одобрения". Другие, напротив, по различным причинам, критикуют его идею. Третьи - рады будущему объекту культуры, но не согласны с тем, что его надо возводить именно в самом центре Владикавказа. Их доводы не лишены логики. Масштабное сооружение выполненное в новом, пусть даже в суперсовременном стиле, изменит облик центральных кварталов города, лишит их своего камерно-классического архитектурного замысла. Например, стеклянные «фасолины» Нормана Фостера подавит знаменитые армянские кварталы, известные тем, что в них находится дом, где родился и вырос Евгений Вахтангов, рос Рубен Симонов. Безусловно, архитектурное произведение Нормана Фостера может претендовать на статус самого грандиозного сооружения на Северном Кавказе, но для центра Владикавказа оно не станет органичным. Это словно яйца Фоберже на скромном семейном пасхальном обеде – ни к месту. Мог же влиятельный маэстро подыскать для своего подарка землякам другое место во Владикавказе? Тем более, что он относится к людям, которым североосетинские чиновники не смогут сказать «нет». Инициаторы проекта имени Гергиева не стали вступать в диалог с общественностью. Молчали и критики проекта. Только один архитектор при должности выразил сомнения в местной газете. Но прошло не так много времени, и из сомневающихся он перешёл в число сторонников центра.
И тут разразился финансовый кризис. Федеральная власть решила, что возведение грандиозного центра на Северном Кавказе следует отложить до лучших времён. И сторонникам, и противникам Кавказского музыкального культурного центра имени Валерия Гергиева остаётся лишь довольствоваться мудрой фразой – всё, что не делается, к лучшему.
|