Родился в с. Маскутыком Южной Осетии. Начальное музыкальное образование получил в Тифлисской музыкальной школе по классу скрипки Г. Шотниева.
В 1919 окончил Тифлисское железнодорожное училище, в 1923 — Тифлисское культурно-техническое училище.
В 1924—26 учился композиции в Тбилисской консерватории. С 1924 — участник, в 1927—31 —руководитель осетинского драматического кружка в Тифлисе. В 1934—36 — руководитель организованного им оркестра народных инструментов, затем — вокально-хореографической группы в Цхинвали.
В 1934—36 — художественный руководитель драматического и танцевального кружков Бесланского маисового комбината. В 1938—46 — художественный руководитель Северо-Осетинского государственного ансамбля песни и пляски. В 1939—41 —студент осетинской студии Московской консерватории по классу композиции Г. И. Литинского. В 1946—48 — художественный руководитель филармонии СОАССР. В 1948—56 — председатель Союза композиторов СОАССР.
Судьба необычайно щедро наградила Татаркана Кокойти. Отпущенных ему талантов хватило бы на несколько жизней. Профессиональный музыкант уживался в нем с драматическим актером, великолепный рассказчик с писателем, исследователь-фольклорист с администратором, а режиссер с дирижером. Все эти дарования, помноженные на энергию и патриотизм, позволили Т. Кокойти стать одним из основоположников осетинского музыкального искусства, создать первые национальные театральные, хореографические, музыкально-исполнительские коллективы.
Студентом, в 20-е годы Т. Кокойти участвовал в работе Тифлисского осетинского драматического кружка, выступая там в качестве актера, драматурга, композитора. Им было сыграно несколько ролей, в том числе роль Дуртула в «Амране» Е. Бритаева (к этому же спектаклю Т. Кокойти написал музыку). В Тифлисском осетинском любительском театре было поставлено несколько пьес Т. Кокойти, среди которых — «13 коммунаров», «Мир перевернулся», «Кровавое время» (1929—30), комедия «Путешествие Губидты» (1930— 31), музыкальные комедии «Муж и жена» (1926—27), «Жених Дацци» (1929—30).
Созданный в 1928 году Татарканом Кокойти Колхозный передвижной театр играл важную культурно-просветительскую роль, выступал в самых отдаленных селах Южной Осетии с концертами и спектаклями. В 1931 году музыкант организовал ансамбль осетинских народных инструментов, а затем вокально-хореографическую группу, в которой начинали свой путь известные впоследствии музыканты-профессионалы: певец Г. Плиев, композиторы X. Плиев, Д. Хаханов.
В неоднократных фольклорных экспедициях по Осетии (1925—26, 1932—33) Т. Кокойти записывал народные мелодии, собирал старинные музыкальные инструменты, среди которых были и очень редкие, почти утерянные. В 1937 году коллекцию осетинских народных инструментов Т.Кокойти сдал в Государственный музей музыкальной культуры имени Глинки в Москве.
Переезд композитора в Северную Осетию был связан с предложением руководства республики создать Государственный ансамбль песни и пляски.
Энергично взявшись за дело, Т. Кокойти в короткий срок собрал одаренных юношей и девушек. Работал в коллективе как хормейстер, хореограф, администратор-руководитель, композитор, дирижер, «заражая» всех своей увлеченностью. В месячный срок, репетируя без устали дни напролет, ансамбль подготовил свою первую концертную программу и с огромным успехом выступил на гастролях в Нальчике осенью 1938 года. В репертуар ансамбля входили песни Т.Кокойти «Гимн партии», «Песня об Исса Плиеве», «Фиагдон», «Тауче», обработки народных песен и танце¬вальных мелодий «АЕфхаердты Хаесанэе», «Антоны зараег», «Лабидиго» и другие.
По инициативе и при активном участии Т. Кокойти в 1939 году в Осетии была отобрана группа музыкально одаренной молодежи для учебы в Московской консерватории. Из национальной осетинской студии при Московской консерватории вышли известные впоследствии профессионалы-музыканты: певцы и композиторы.
В 1943 году Татаркан Ясонович взялся за организацию симфонического оркестра, позднее — филармонии, первым художественным руководителем которой стал сам. В эти годы композитор написал несколько ярких крупных оркестровых сочинений — Первую симфонию, Скрипичный концерт, Фортепианную фантазию «Азау» (ставших первыми опытами данных жанров в осетинской музыке), симфоническую сюиту «Дружба», симфоническую картину «Вечер в колхозе». Все названные произведения стали популярными благодаря национальной характерности музыкального языка, его мелодичности, полноте и разнообразию эмоциональной палитры.
Композитор любил цитировать народные мелодии, часто включал фольклорные танцевальные наигрыши в сочинения жанрово-картинного характера.
Достаточно вспомнить I часть сюиты «Дружба», основанную на мелодии нартского симда, финал сюиты, включающий народную мелодию зилга-кафт, симфоническую миниатюру «Вечер в колхозе», 3-х частная композиция которой построена на сопоставлении двух народных тем — быстрого кругового и спокойного танца приглашения.
В Симфонии, Скрипичном концерте и фортепианной фантазии композитором была осуществлена удачная попытка симфонического обобщения народного мелоса, создания сочинений в форме сонатного аллегро на национальном материале. Концерт для скрипки с оркестром привлекает ясностью формы, жанровой определенностью тематизма, виртуозностью партии солирующей скрипки. В крайних частях 3-х частного цикла автор рисует картины современной счастливой жизни Осетии, во II (Tranqallo) размышляет о ее нелегком прошлом. Тема главной партии сонатного аллегро, посвященного советской молодежи, маршеобразна, энергична (пример), побочная партия песенна и столь же энергична и жизнеутверждающа.
Во II части задумчивая, эмоционально напряженная, с широкими скачками и волнообразным движением тема скрипки звучит как монолог-воспоминание, песня-раздумье.
В финале (рондо) танцевальный рефрен дважды уступает место песенным эпизодам, первый из которых основан на мелодии песни о Магомете Бесаеве:
Завершается концерт темпераментной, виртуозной кодой в духе кругового танца, где скрипка подражает приемам игры на народном струнном инструменте хъисын-фаендыре.
Фантазия «Азау» для фортепиано с оркестром посвящена судьбе осетинской девушки, совершившей героический подвиг в годы Великой Отечественной войны. Программность замысла наложила отпечаток на характер тем — патетических, элегически-напевных, драматических. Основные музыкальные образы не конфликтуют, а сопоставляются. Минорные темы экспозиции — взволнованно-романтичная главной и мягкая, певучая побочной партии — оттеняются мажорной, величественной, широкой темой эпизода.
Первая «Осетинская симфония» стала кульминацией творчества Т. Кокойти. Заслуга композитора состояла в том, что ему удалось написать подлинно национальное сочинение, которое волновало (и продолжает волновать сегодня) и тех, кто уже был искушен в классической музыке, и тех, кто слушал симфонический оркестр впервые. Трактовка автором формы сонатно-симфонического цикла свидетельствует о следовании традициям эпического русского симфонизма, а характер тематизма и инструментов¬ка, ладово-гармонические особенности — о стремлении создать широкую панораму национальных героико-эпических музыкальных образов.
Крайние части цикла, тематически взаимосвя¬занные Allegro moderato (I часть) и финал (IV часть) содержательно и эмоционально акцентны. В них наиболее полно раскрывается идейно-художественный замысел сочинения, передается пафос Победы, дух единения, радости и созидания послевоенных лет. Героико-драматический характер I части определяется темами главной и побочной партий, дополняющими друг друга, выдержанными в стиле народных историко-героических песен.Главная партия финала включает две темы, первая из которых почти точно повторяет тему побочной партии I части, а вторая носит танцевальный характер. Мощная, широкого дыхания, ораторски выразительная тема побочной партии, основанная на осетинской народной историко-героической песне об Акиме, утверждает величаво-эпический тон сочинения:
В экспозиции она звучит у струнных с валторнами, а в репризе ее звуковая мощь вырастает до оркестрового тутти, усиленного бандой медных духовых. Обращает на себя внимание национально характерная ладовая окраска ряда тем: фригийская главной партии I части, миксолидийская побочной партии I части и второй темы главной партии финала. С эпическим типом драматургии связано замещение разработок эпизодами в Allegro moderato и в финале, а также бесконфликтный характер Скерцо (с крайними разделами в духе быстрого мужского танца рог-кафт и пасторальной серединой) и пейзажно-лирического Adagio
Последними крупными сочинениями Т. Кокойти стали Вторая симфония (1970) и опера «Нарт Сослан» на собственное либретто. До конца дней композитор не терял творческой активности, жизнелюбия, общественного темперамента, оставался подлинным музыкантом-пропагандистом, о чем ярко свидетельствуют воспоминания преподавателя Горского агроуниверситета Г. Моргоева: «Композитор Татархан Кокойти, будучи уже известным в республике человеком, просто, со своей скрипкой-фандыром, обычно к концу учебных занятий, приходил к нам в торговый техникум, где я у же работал преподавателем. И, заходя в аудиторию, сразу же начинал играть. Вокруг собиралась толпа учащихся. Он зачаровывал подростков своей игрой, а потом рассказывал о настоящей музыке — народной, классической, — учил их и всех нас правильно воспринимать большой ее мир. Сразу же образовался кружок желающих стать самодеятельными артистами. На сцене — декламаторы (он с собой приносил томик Коста Хетагурова) тут же разучивали стихи поэта, возникал хор, начинались репетиции. Его прихода в техникум ждали с нетерпением...».
СОЧИНЕНИЯ:
опера—«Нарт Сослан», в 3-х действиях, либретто Т. Кокойти (1970); музыкальные комедии —на собственные либретто «Усгур Дацци» (1929), «Ус аемае лаег» (1927) и другие; для симфонического оркестра — «Осетинская симфония» № 1 в 4-х частях (1949); Симфония №2(1970); Оркестровая зарисовка «Вечер в колхозе» (1949); «Дружба», симфоническая сюита в 4-х частях (1949): «Азау», концертная фантазия для фортепиано с оркестром (1950); Концерт для скрипки с оркестром в 3-х частях (1950); инструментальные пьесы, обработки; вокально-хоровые — «Фийагдон», слова Т. Кокойти, русский текст В. Дубровина; на слова Нигера «Тауче», «Песня юноши»; на стихи К. Хетагурова «Д1нж хай», «Балцы зараег», «Фесаф!», «Заерватыкк», «Маегуыры заердае», «Ногбонты зараег», «Зонын», «Чи дае?»; на слова Д.Дарчиева «Колыбельная», «Мадина», «Песня пастуха», «Фатима»; на слова Б. Муртазова «Песня о мире», «Песня о новорожденном», «Ты не был трусом», «Веселые укоры»; на слова Г. Плиева «Песня о Ленине», «Слава партии» и другие; музыка к спектаклям — «Две сестры» (1936), «Коста» (1939), «Братья» (1940), «Дети рабыни» (1940), «Потомок Сырдона» (1940), «Вождь Багатар» (1941), « Не те нынче времена» (1942), «Сказка» (1945), «Авхаердты Хаесанае» (1945), «Друзья-товарищи» (1950), «Разлад в семье» (1954), «Сурамская крепость» (1955), «Фатима» (1956), «Похождения Мурата» (956), «Все в гору, он с горы» (1958), «Асхар и Дзерасса» (1960) и другие; драматические пьесы — «Баестае сагнкъуыст»(1923), «Губидты балц» (1930), «АЕфсымаерттае» (1940) и другие; литературная сказка для детей «Хаефсаен иае лаеппын — хуры тын». Орджоникидзе, 1962.
СОСТАВЛЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ НОТНЫХ СБОРНИКОВ,
в том числе — Осетинский музыкальный фольклор. — Музгиз, Москва-Ленинград, 1948; Хетаегкаты Къоста. Зарджытае аемае романстае.— Орджоникидзе, 1958.
СТАТЬИ:
Большая зарядка. — «Социалистическая Осетия», 12 октября 1938;
Коста и музыка. — «Социалистическая Осетия», 4 апреля 1951;
Коста и музыка. — «Р1естдзинад», 18 марта 1956;
Они сами просятся. — «Молодой коммунист», 15 октября 1959;
Ирон адаемы уадынон-хореографион сфаелдыстад. — «Мах дуг», 1971, №3.
Источник: http://й |